О Сайте


Италия – страна, которая дала миру выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов и певцов. Культурное наследие Италии одно из самых значимых и больших в Европе...
читать далее

Прообраз Александрова мозаики

«Мозаика при Иссе» (так же известную, как мозаика Александра Великого) датируется 200 годом до нашей эры. Она – одна из самых известных римских античных мозаик. Она была найдена во время раскопок, проведенных археологами в Помпеях, в Доме Фавна, более известным в Италии под названием Casa del Fauno. На данный момент мозаика хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Общие сведения. Размеры шедевра составляют 582х313 см. Укладка фрагментов по плотности составляет 5-6 штук на см квадратный. Поэтому можно подсчитать, что для ее создания мастеру понадобилось около одного миллиона тессер. Она составлена на основе техники opus vermiculatum, то есть частички мозаики складывались одна к другой по извилистой линии, размер одной такой частички не превышал четырех мм. Мастеру понадобилось всего четыре цвета для создания это шедевра античного искусства, а именно: красный, желтый, белый и черный.
Ученые думают, что Мозаика Александра, вне зависимости от того, когда ее выложил автор в Доме Фавна, была создана по прообразам еще более древней картины. Считается, что оригинал мог быть работой эретрийского художника четвертого века до н. э. – Филоксена, который был учеником Никомаха Фиванского. Он создал мозаику по заказу Кассандра еще около 300 года до нашей эры, если вспомнить о показаниях Плиния Младшего. Также существует другая версия создания мозаики, а именно что первоначально Мозаику Александра создал малоизвестный художник Апеллес из Колофона, который находился в Лидии.
Как уже утверждалось ранее, Мозаика Александра храниться в Национальном археологическом музее города Неаполь с 1843 года. С 2005 года, в Помпеях выставляется копия шедевра, она создана учениками школы-мастерской мозаики в городе Равенне. Он полностью воспроизводит оригинал Александровской Мозаики как по форме и материалу, так и по цветовой гамме, форме и размеру. Стоимость копии составила более чем 500 тыс. евро.
Сюжет. Мозаика представляет несколько видов битвы между Александром Македонским и персидским царем Дарием III из династии Ахеменидов. Мозаика красочно иллюстрирует Александра, который догоняя царя Дария, копьем поражает его телохранителя, а в последствие, возможно, и самого персидского царя. Чаще всего, этот бой определяют как битву в Киликии у реки Исса, которая произошла в 333 году до нашей эры. Между тем, на ней может быть отражен эпизод битвы при Гавгамелах. Считается, что в ней также встретились эти два правителя в 331 году до н. э.
В самом центре мозаики находится царь Дарий, его легко узнать по большим испуганным глазам. Они направлены то ли на Александра, то ли на погибшего телохранителя, который пожертвовал своей жизнью, ради царя. Сам Дарий, уже не борется, а выступает просто пассивным наблюдателем битвы и пытается развернуть свою колесницу, чтобы сбежать с поля боя. Застывшее лицо Дария выражает одновременно беспомощность и отчаяние. Александр Македонский верхом на своем Буцефале, наоборот кидается в кровавый бой. Его взгляд сосредоточен на царе Дарии. Считается, что даже глаза Медузы Горгоны, которая изображена на доспехах Александра, устремлены на царя Дария.
Александра Македонского и окружающих его охранников можно с легкостью отличить по шлемам, похожим на колпаки, хотя он практическим не сохранился. Оставшуюся часть мозаики занимают персы, которые одеты в доспехи, традиционные для Центральной Азии, они похожи на панцирь из железных прямоугольных пластинок. Один из персов пытается развернуть напуганного коня, перед самой колесницей царя Дария, с которого упал убитый солдат персидской армии. Лицо последнего отражается на щите. Интересен тот факт, что оно – единственное лицо на мозаике, обращенное взглядом на зрителя.
То факт, что Мозаика Александра показывает переломные момент битвы, подчеркивается динамичностью фигур, в особенности круглыми формами колеса в центре композиции. Наступление персидского войска и сохранение линии наступления подчеркиваются положением тела Дария, а также направленностью оружия персов. Именно этим фактом Мозаика Александра отличается от художественной картины, написанной Альбрехтом Альтдорфера, «Битва Александра», в которой владыка преследует уже царя Дария, который ускользает от него. Вполне возможно, что изображенный на мозаике символический бой, не относиться к какой либо конкретной битве, а всего лишь призывает к прославлению подвигов полководца в его азиатском походе. Признано, что его лицо имеет явное сходство с известными бюстами, выставленными в музеях.