О Сайте


Италия – страна, которая дала миру выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов и певцов. Культурное наследие Италии одно из самых значимых и больших в Европе...
читать далее

Колизей или кровавая жемчужина Рима

Я боюсь…

Я боюсь ее потерять …

Боюсь, что она упадет в грязь и будет растоптана грубым чужим башмаком…

Смотрите. У меня на ладони лежит ЖЕМЧУЖИНА.

Появилась она у меня совсем недавно.

Она — небольшого размера и совсем не идеальной формы. Но она – розовая… с чудесным зеленовато-белым отливом.

Необыкновенно красивая…

Я достаю из глубин своей души небольшую коробочку.

Открываю – в ней лежат жемчужины моих чувств, впечатлений и эмоций. Разные – мелкие и крупные, ровные и не очень, разных оттенков, есть даже несколько черных, горьких…

Самую крупную красивейшую белую-белую когда-то мне подарила моя мама со словами:

«Доченька! Ничего нельзя унести с собой материального. С тобой навсегда остаются твои и иногда, очень редко, чужие жемчужины чувств и эмоций. Собирай их».

И с тех пор я начала их собирать.

А эта – необыкновенная … зеленовато-бело-розовая… Похожая на итальянский флаг.

Она светится у меня на ладони и тихонько хрустальным голоском подпевает «Amore mio Italia-amore- amore!»

Меня раздирают два противоречивых чувства – кому-нибудь подарить ее или положить в коробочку?

Кому отдать? Желающих много. Не знаю что и делать…

А жемчужина хороша! Живая, тихо светится, переливаясь от красного к белому с зеленым муаром.

…Я осторожно беру чудесную жемчужину Средиземноморья и аккуратно кладу в коробочку.

Пусть пока поживет у меня… Может, она еще даже и подрастет…

И прячу коробочку в потайном уголке своей души…

***

Мои цветные сны, мои римские каникулы…

Самая крупная жемчужина Италии – это, конечно, Рим.
Самая величественная жемчужина, фирменный знак античного Рима — это Колизей, самая знаменитая арена гладиаторских боев.

«Пока Колизей стоит», — говорили пилигримы в VIII столетии, — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Листая цветные странички интернета,  мне попалось  вот это стихотворение (жаль, не знаю автора).

Все пути приводят в древний Рим.

Здравствуй, город на семи холмах!

Наяву теперь обговорим

Темы, что привиделись во снах.

Колизей и Форум! Ватикан! —

Магия несокрушимых стен

Душу поднимает в облака

И берет воображенье в плен.

Мифы оживают: Ромул, Рэм…

Гладиаторы ведут бои…

Новый Цезарь жаждет перемен…

Дни, а не века с тех пор прошли.

Мифы, легенды, призраки…

Говорят, что в Риме много призраков: в Колизее бродят души замученных рабов; около городской стены Муро Торто появляются захороненные здесь нарушители закона; престижные улицы посещают высокопоставленные «гости».

Что надо посетить в Риме, чтобы смело сказать – «Я видел Рим»?  Перечислим для любознательных туристов:   Колизей,  Ватикан, Арка Константина, Римские и Имперские Форумы, Колонна Траяна, Капитолий, Алтарь Отечества, Площадь Венеции, Пантеон, фонтан Треви и площадь Испании.

Кстати, о площади Испании. Существует  легенда: красавица Лоренца Феличини, жена графа Калиостро, публично обвинившая мужа в колдовстве на площади Испании, из-за чего его и  казнили, бродит по площади  холодными вечерами. Вы  случайно не встречали ее, когда бродили там?

Но сегодня мы идем…  да-да – туда, где много лет рекой текла жаркая кровь людей и животных —  в Колизей.

Колизей — самый большой амфитеатр старины. Он считается архитектурным и техническим совершенством, и является доказательством великолепия и жестокости римского мира.

Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей.

Официальное название этого гигантского сооружения — «амфитеатр Флавиев», в честь Тита Флавия — сына императора Веспасиана. Начавшееся в 72 году н. э. и растянувшееся на много лет строительство Колизея проходило при трех императорах из рода Флавиев: Веспасиане, Тите и Домициане. До этого на месте постройки находилось искусственное озеро. Рядом с озером возвышался «Золотой Дворец», роскошная резиденция Нерона, печально известного тирана.

С Нероном непосредственно связано и само название Колизея. Перед амфитеатром есть площадка, на которой когда-то возвышалась тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, именовавшаяся как «Колосс». Считается, что название Колизей — огромный, колоссальный, связано именно с колоссом Нерона. Более чем 100000 кубических метров камня (45000 только для внешней стены), использовалось для строительства здания. Для подвоза камня была построена специальная дорога.

В честь открытия амфитеатра в 80 году н. э. были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда по преданиям на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных — лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.

Смело можно сказать, что Колизей – один из мировых архитектурных  и инженерных шедевров.  Каждый арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из этих входов были пронумерованы. Над арками и сегодня можно видеть римские цифры нумерации входов. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: для императора и его окружения, для весталок, судей и для почетных гостей. У каждого зрителя имелась табличка с указанием ряда, сектора и места.

Четырехярусный, облицованный травертином амфитеатр имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной — 156 метров и высотой — 48,5 м.

Три нижних яруса выполнены в виде арочных пролетов, разрезанных полуколоннами в строго выдержанной строителями Колизея канонической последовательности: на первом ярусе — дорические полуколонны, на втором — ионические, а на третьем — коринфские. Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки тента над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от солнечных лучей и дождя. Тент держался на 240 деревянных балках.

Колизей мог вместить от 50 до 70 тысяч зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу. Места сенаторов (часть первых рядов, выложенных из белого мрамора) предназначалась для римских сенаторов. На месте каждого сенатора было высечено его имя.

Широкие проходы позволяли зрителям быстро заполнять многотысячные трибуны Колизея. В случае необходимости, все зрители могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут.

Обычно Колитзей был открытым, но в случае дождя он накрывавлся огромным навесом, который натягивался двумя командами моряков с флотов Равенны и Мыса Мизено. Эти две команды также участвовали в морских сражениях, которые часто устраивались в амфитеатре.

Арена Колизея имела размеры 76х44 м. Пол арены был покрыт деревянными досками и засыпан желтым песком, взятым с холма Монт Марио. Между ареной и зрителями находился некий ров. Есть много версий его предназначения: возможно, в нем размещались стрелки, которые защищали зрителей от диких животных или в нем были уборные, а возможно в нем была вода, как дополнительная защите от животных.

Под ареной находился лабиринт помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея.

Колизей, или как его тогда называли – цирк,  выполнял функцию гигантского стадиона той эпохи, но любимыми зрелищами римлян были цирковые игры. Они проводились, чтобы возбуждать  римлян и питать в них воинственный дух, делавший их владыками мира. Это положило начало профессии гладиаторов, которых обучали сражаться, убивая друг друга, в то время как участие хищных зверей всех видов увеличивало ужас зрелища.

О гладиаторах хочется сказать особо.

Morituri te salutant! Идущие на смерть приветствуют тебя! По сообщению римского историка Светония при императоре Клавдии этими  словами его приветствовали гладиаторы, отправляющиеся на битву в цирке.

Гладиаторы (от лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») — бойцы в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.

Гладиаторские игры возникли из погребального обряда  этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения.  Со временем обряд видоизменился: обреченных на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих.

Большинство гладиаторов были рабами, ведь территориальная экспансия Древнего Рима  привела к  наплыву огромного количества рабов из завоеванных земель. Однако некоторые гладиаторы древнего Рима не были рабами, а являлись добровольцами, работающими за деньги. Римские императоры любили гладиаторские бои и даже участвовали в них. Так, римский император Коммод любил сражаться на арене в качестве гладиатора, он провел  735 битв,   и по легенде был задушен гладиатором на арене. Правда, на самом деле его задушили за день до выхода на арену.

Самый  известный гладиатор это конечно  Спартак.  И сразу приходит на ум знаменитый  олноименный фильм Стэнли Кубрика с легендарными актерами Дугласом, Оливье, Симмонсом.  Надо бы посмотреть его еще разок.

Что осталось нам с тех гладиаторских игрищ?  Конечно,  сразу приходит на ум широко известный «Жест пальцем», дарующий жизнь или приговаривающий к смерти. Да-да, он сохранился именно с тех времен.

В случае, гладиатор был ранен и не мог сражаться,  его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись.

Поднятый палец означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть», и именно в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения.  Но…  на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями.

А что император?  Император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

В расцвете своей славы амфитеатр, несомненно, был  великолепным  свидетельством римского величия, но еще и сегодня, спустя много столетий, Колизей  представляет гордость Рима и вызывает изумление посетителей. Во истину,  он – первая жемчужина в драгоценном старинном  ожерелье матушки-истории.

«Пока Колизей стоит будет стоять и Рим»!

Кстати, путешествуя по свету, вы можете встретить довольно много сохранившихся древних арен. Сохранились арены гладиаторских боев в различных городах Италии и на территории многих средиземноморских стран. Древнейший известный амфитеатр находится в Помпеях. Арена ди Верона, один из символов Вероны,  ныне превращена в оперную площадку под открытым небом.  Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Тунис) является вторым по величине после  Колизея. А амфитеатр Пулы в Хорватии, по некоторым данным,  является  одним  из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.