Марко Руффо – архитектор пятнадцатого века итальянского происхождения, который работал в России. Удивительно, но факт: его имя не упоминается в современных ему итальянских источниках.
Биография
Вообще-то имя у мастера было другое – Марк Фрязин. Имя «Фрязин» происходит от старинного русского слова «фряг», которое переводится не иначе, как «итальянец». Имя давали представителям всех без различия наций. Его получали, в том числе и многие проезжающие иноземцы. Марко Руффо не единственный его носитель. Есть как минимум три современных ему итальянца, которые известны под этим именем – А. Фрязин, Б. Фрязин, А. Фрязин, которые взяли себе творческие псевдонимы.
Творчество
Считается, что в конце 1400-х гг. Марко трудился военным архитектором в Милане. Именно там и состоялась знаменательная встреча с венецианским послом, который искал по поручению Ивана III архитекторов для деятельности в Москве. Вот так и начался творческий путь Марко в Москве, который считается сегодня одним из создателей Кремля.
По сохранившимся сведениям можно предполагать, что Марко трудился в Москве в период между 1485 и 1495 гг. Он принял активное участие в замене дворцовых зданий из дерева на каменные. В 1485 г. он построил так называемый Казенный дворец, который представляет собой здание из кирпича, предназначенное для хранения казны между Архангельским и Благовещенским соборами. К сожалению, здание не сохранилось, так как погибло во II половине XVIII века. Правда, до наших дней остались изображения. Казенный двор представлял собой здание из кирпича, которое состояло из 2-х частей. Первая часть – «Казенная палата», а вторая «Казенный двор». Переходы соединяли постройку с другими частями Теремного дворца.
В 1487 г. архитектор стал автором проекта Малой Набережной палаты. Сохранился чертеж Д. В. Ухтомского, который был сделан перед перестройкой палаты в 1751 г. Палата представляла собой 2-этажное кирпичное здание со сводами. На втором этаже размещались Ответная и Столовая палаты, каждая из которых имела свой собственный отдельный вход. Фасад палаты был отделан новыми деталями, которые прежде не присутствовали в русской архитектуре. Так, к примеру, над окнами I этажа появились треугольные сандрики, второй этаж украшен арками, а все здание венчает широкой карниз. При разделении этажей использовали горизонтальные тяги, сохранив большие свободные плоскости стен между окнами. Проекты архитектора использовали для перестройки Кремлевских башен (Спасская, Никольская, Беклемишевская).