О Сайте


Италия – страна, которая дала миру выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов и певцов. Культурное наследие Италии одно из самых значимых и больших в Европе...
читать далее

Рабы Микеланджело

«Рабы» — цикл знаменитых скульптур, которые высечены прославленным итальянским скульптором Микеланджело. Все работы из цикла хранятся в разных европейских музеях. Сам же мастер предполагал, что все скульптуры будут собраны в одном месте. Он занимался проектом гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Проект не был осуществлен в задуманных масштабах, и можно увидеть лишь его «урезанный» вариант.

Надгробие Юлия II

Проект существовал в нескольких вариантах. Один включал статуи рабов, которые должны были красоваться на нижнем ярусе. Микеланджело смог сделать 2 из них, и приступить к проработке 4, когда работа над этим вариантом вдруг остановилась. Окончательный вариант гробницы не включал в себя фигурки рабов вовсе.

В 1546 г. скульптор подарил две готовые статуи Р. Строцци в благодарность за гостеприимство, а тот передарил их Франциску I (король Франции). В 1578 г. обе статуи оказались в замке Экуан, чуть позже в замке Пуату у кардинала Ришелье. В 1793 г. их сняли с продажи, были признаны национальным достоянием, а потом были выставлены в Лувре. Еще четыре статуи, которые так и не были закончены, находятся во Флоренции. По сути, они остались в мастерской Микеланджело во Флоренции. В 1564 г. Леонардо передарил их Козимо I (герцог). Они находились в гроте в садах Боболи. В 1909 г. перенесли их в Галерею Академии в том же городе.

Рабы

  • — Восставший (скованный);
  • — Умирающий;
  • — Юный;
  • — Бородатый;
  • — Пробуждающийся;
  • — Атлас.

Микеланджело закончил только две статуи. Они хранятся в Лувре, являя собой противопоставление сильного и прекрасного юноши, который пытается разорвать путы, другому, у которого они бессильно повисли.

Значение

Вазари говорил о первом плане мавзолея так: «Пленники означали области, которые сумел покорить Папа и которые подчинились апостольской церкви. Другие статуи, которые также оказались связанными, — это олицетворение всех добродетелей и хитростей искусства. Они получились изображенными так, потому что были подчинены смерти, как и первосвященник, который покровительствовал им успешно». Восставший раб – олицетворение архитектуры, а умирающий – живопись. Около ног второй скульптуры можно увидеть изображение обезьяны из афоризма «Ars simian naturae».

PS: некоторые ученые утверждают, что еще один созданный рукой Микеланджело «раб» хранится в Музее Буонарроти во Флоренции, но их точка зрения спорная.